Видеть человека (рус)



Толчком к написанию этой статьи стало бурное обсуждение в протестантской интернет-среде в начале этого года одной информационной заметки. В ней говорилось о том, что в одной из евангельских церквей Москвы во время рождественских праздников был показан детский спектакль. Эта новость «удостоилась» очень острой критики и целого ряда возмущений, потому что спектакль был не на библейскую или евангелизационную тему, а рассказывал о мальчике, «которому в Рождественскую ночь, во сне, было показано, каким он был, как он выглядит сейчас и какое будущее его ждет. Проснувшись, мальчик решил полностью измениться и стать добрым, отзывчивым и любящим сыном и братом...»


Я не собираюсь обсуждать вопрос, уместны ли в церкви спектакли. Это другая тема. Меня «зацепил» один комментарий: «Зритель воспринял суть спектакля следующим образом: мальчик был плохим, увидел со стороны свое настоящее и будущее и решил стать хорошим. Но дело в том, что суть спектакля не должна быть такой! Ни у автора репортажа, ни у детей, ни у их родителей не должна была остаться в голове такая идея. Потому что это  анти-Евангелие. Суть Евангелия не в том, чтоб человек, увидев свое настоящее и будущее, «решил полностью измениться и стать добрым...» Иными словами, автор хочет сказать, что все, в чем нет повествования о Христе как Спасителе и призыва к покаянию — это ересь, и христианин не должен этого пропагандировать.

Пока оставим спектакль и духовные баталии, разгоревшиеся вокруг него. Гневные комментарии подтолкнули меня к размышлениям над проблемой, которая существует, к сожалению, в среде евангельских христиан и которую четко выразил упомянутый автор. Многие христиане недоверчиво относятся ко всему, в чем нет прямого упоминания об Иисусе и Его учении о спасении. На их взгляд, любая  книга, песня, картина, любой фильм, спектакль или стихотворение — это все «мирское» и «дьявольское», если там нет  таких слов, как «Бог», «спасение», «покайтесь», «жертва Христа» и т.д. Произведение может утверждать нравственные вещи, призывать к чему-то высокому, доброму, созидательному, может помочь человеку измениться к лучшему, но без этих евангельских слов не заслуживает внимания.

Бесспорно, никто не сомневается в утверждении, что для христианина основная задача — рассказать людям о Христе и пути спасения. При любых обстоятельствах, любыми средствами верующий должен говорить о Спасителе. Но должна ли эта главная задача игнорировать менее важные, но хорошие и благородные цели? Вернемся к комментарию спектакля. Автор правильно определил его тему: мальчик увидел свои недостатки и решил их исправить. Разве в этом есть что-то плохое? Неужели это плохо, когда человек в тех или иных обстоятельствах становится более воспитанным, хорошим, добрым? Ах, здесь нет Христа и покаяния! И это является огромной проблемой для некоторых христиан. Они настолько увлеклись евангелизацией и свидетельством о Боге, что забыли об элементарной человечности. Они в людях вокруг видят ГРЕШНИКА, а не ПРОСТО ЧЕЛОВЕКА.

Конечно, мне тоже хочется, чтобы как можно больше людей пришли к Богу, оставили греховную жизнь и стали жить по-новому. И Бог этого хочет. Но, к сожалению, многие еще не спасены. Мы среди них живем, с ними работаем, общаемся. Скажите, вы бы хотели, чтобы все они были преступниками, злыми, жестокими, невоспитанными? К счастью, среди грешников немало хороших людей, законопослушных граждан, примерных глав семейств, вежливых соседей и честных работников. Разве это плохо?

Одна верующая женщина рассказывала о своих впечатлениях от разговора в кругу верующих. Она пришла в церковь в зрелом возрасте, когда дети были совершеннолетними. Рассказывая о своей жизни в мире, она отметила то, что ее дочери росли порядочными, воспитанными детьми. Они никогда не посещали дискотеку, зато много читали хороших книг, учились в музыкальной и художественной школах. «Как, были в мире и никогда не были на дискотеке?» — с огромным удивлением спросили собеседники. «Знаете, — позже делилась эта женщина, — с подобной ситуацией я сталкивалась не раз. Почему-то многие из евангельских верующих считают, что все, кто вне церкви, — это распущенные, блудники, пьяницы, словом, неполноценные люди. В мире у меня было много замечательных друзей, которые близко не знали Бога, но были высоконравственными людьми. Мои дети воспитывались на так называемых общечеловеческих ценностях и сделали правильный выбор в жизни. Они пришли к Богу без моего давления». Да, еще есть такие ложные стереотипы, когда христиане считают, что все, кто не верит в Бога, являются аморальными, испорченными, и только покаяние может их сделать людьми. Часто можно слышать проповеди о том, что покаяние сразу делает человека хорошим, воспитанным, вежливым. Это далеко не так. Нередко можно видеть верующих, которые своим поведением хуже неверующих. И спасенный человек может быть грубым и невоспитанным. Поэтому так важно в церкви не только говорить о спасении, но и учить элементарной порядочности, воспитывать не только гражданина Царства Божьего, но и воспитывать ЧЕЛОВЕКА.

Главная миссия Христа — спасти людей от грехов. Он выполнил эту задачу. Но эта высокая и благородная цель не помешала ему видеть в людях, с которыми Он встречался на земных дорогах, просто людей. Помня о главном, рассказывая им о пути спасения, Он не забывал их проблем, которые не имели прямого отношения к спасению. Он видел их болезни, видел, когда они были голодны, видел их слезы и помогал, не требуя за это каяться. А у нас иногда бывают ситуации, когда некоторые из «евангелистов» жалуются: «Вот неблагодарные какие: мы им так помогали, и гуманитаркой, и финансово, и от наркозависимости помогли освободиться, от пьянства, а они так и не покаялись...» Да, больно, что не встретились с Богом, но разве эти усилия напрасны? Неужели то, что человек стал просто лучше, добрее, успешнее, стал, в конце концов, ЧЕЛОВЕКОМ, не стоит того, чтобы ему помочь?

Однажды ехал на своем автомобиле со знакомым верующим. По дороге нас останавливают две женщины. «Остановись, — обратился он ко мне, — есть хорошая возможность о Боге сказать». Хороший мотив? Конечно! Но мне подумалось: « А если бы не сказали о Боге, а просто хорошее дело сделали, просто подвезли, это разве плохо?» Да, иногда бывает, что верующий делает доброе дело неверующему только для того, чтобы его «покаять», а не просто ради добра.
В 25 главе Евангелия от Матфея Христос говорит интересные слова, которые иногда ставят верующих в тупик, потому что, на первый взгляд, противоречат евангельскому учению о спасении исключительно через веру. Бог говорит грозные слова в адрес тех, которые ничем не помогали ближним: «Идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его: ибо алкал Я, и вы не дали Мне есть; жаждал, и вы не напоили Меня; был странником, и не приняли Меня; был наг, и не одели Меня; болен и в темнице, и не посетили Меня. Тогда и они скажут Ему в ответ: Господи! когда мы видели Тебя алчущим, или жаждущим, или странником, или нагим, или больным, или в темнице, и не послужили Тебе? Тогда скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы не сделали этого одному из сих меньших, то не сделали Мне. И пойдут сии в муку вечную, а праведники в жизнь вечную»  (Мф. 25:41-46).

Здесь нет ни слова о евангелизации, о спасении души, приговор выносится на основе того, что верующий не видел простых жизненных потребностей ближнего. Не слишком ли требовательно? Вовсе нет, именно так испытывается наша вера и наша любовь к ближнему. Наше призвание как христиан не только в том, чтобы спасти душу, но и просто стать хорошим самарянином для того, кто имеет какую-то временную проблему. Просто накормить. Просто одеть. Просто сказать доброе слово. Просто отнестись к нему, как к человеку.

В каждом человеке, независимо от образования, социального положения или степени греховности, есть душа, унаследованная от Самого Творца. У каждого есть совесть, которая подсознательно подсказывает, что хорошо, а что плохо. И если задеть чем-то хорошим и доброжелательным струны  души даже злейшего преступника, пьяницы, грубияна, эта душа может откликнуться добром и желанием исправиться. Может быть, небо и не получит нового гражданина, но на земле все-таки одним хорошим человеком станет больше.

Так что я не согласен с автором гневного комментария относительно «неевангельских» спектаклей. Конечно, всему свое время и свое место. Наши евангельские церкви имеют свои традиции проведения богослужений, и это нужно учитывать. Конечно, лучше, когда на Рождество говорят о Рождестве. Но даже если наши действия и усилия не приводят грешника к покаянию, а делают его лучше, чем реально помогут ему — это также Евангелие. Если так называемые «неевангельские» средства заставят человека остановиться, задуматься над своей жизнью и поведением, заставят что-то изменить к лучшему, разве это не результат? И разве это не может быть первым шагом к важнейшему и героическому поступку в жизни — покаянию перед Богом?

Статья на украинском языке

Коментарі

Популярні дописи з цього блогу

«Слава Україні!» чи «Слава Богу!»?

Передумови та причини зародження та розвитку п'ятидесятницького руху на Волині

«Складаю себе́ із се́бе…» Історія одного вірша